Первый месяц лета 2016 года бесспорно отметится в мировой истории референдумом, на котором большая половина населения Соединенного Королевства Великобритании поддержала выход своей страны из Европейского Союза. Также июль 2016-го может стать месяцем, ознаменовавшим распад Евросоюза, как геополитического и экономического объединения.
Означает это и окончание европейской экспансии, в условиях которой, прикрываясь глобализацией и евроинтеграцией, сильные экономические игроки поглощали более слабых, что впоследствии давало им возможность нагло диктовать свои условия. Теперь ситуация кардинально изменилась и Евросоюз рискует стать жертвой своей экспансии, изначально сделавшей слабые экономики восточноевропейских государств – членов ЕС, полностью зависимыми от «генеральной линии» своих западноевропейских партнеров.
Теперь же настал момент, когда Западная Европа, выступавшая в роли «богатого и сильного» начала понимать, что все захваченное – фикция. Экономики «младоевропейцев» бурным развитием так и не отметились, а скорее даже наоборот, при этом «богатый и сильный» оказался в неприятной для самого себя ситуации, когда ему пришлось кормить становящегося все более беспомощным «бедного и слабого», отбирая при этом часть ВВП у собственных граждан.
Первой о том, что «нужно что-то делать» задумалась Великобритания, увидев единое спасение – выход из Евросоюза и построение собственной экономической политики. Если по-простому – та часть Йоркширского пирога, которая уходила на общеевропейский стол, будет оставаться в когтях Британского Льва.
Однако на фоне выхода Великобритании «младоевропейцы» меньше потреблять не станут – и тут снова настанет очередь раскошеливаться их западноевропейским партерам, и, скорее всего, в ущерб собственным интересам. Как поступят в сложившейся ситуации страны ЕС, вынужденные оставлять у себя все меньшую долю ВВП, пополняя скудеющий общеевропейский стол? Увы, но напрашивающийся ответ явно не в пользу Европейского Союза!
А вот и первые предвестники, надвигающегося общеевропейского раскола – за проведение референдума, подобного британскому, выступили около трети немцев. И хотя по результатам соц-опросов, большинство жителей Германии выступает якобы за сохранение ЕС, пример, как известно, рискует стать заразительным. Пройдет определенное время, и экономики государств, оставшихся в Союзе, отреагируют логичным снижением на прыжок британского Льва в сторону, и каким тогда будет мнение большинства жителей Германии, Франции, Финляндии, догадаться не трудно.
И напоследок… В надвигающейся ситуации не исключен и внутренний распад отдельных европейских государств. Пример тому – Шотландия, для которой вековое стремление к независимости может увенчаться успехом на фоне ее желания выйти из состава Великобритании якобы для того, чтобы остаться в ЕС.
С аналогичным заявлением может выступить и Лондон, жители которого дружно подписываются под петицией о независимости города от … Великобритании. Фландрия, Каталония, Страна Басков, Бретань, Корсика – кто на очереди?