21:35 | 27.06.2016 | Новости |
Итак, случилось то, чего многие ждали, и вот что, тем не менее, многие не верили. Президент Турции Эрдоган, славящийся своей резкостью и непреклонным характером, принёс извинения Владимиру Путину за сбитый в Сирии самолёт. По словам пресс-секретаря Дмитрия Пескова, в своём послании к президенту России, турецкий президент выразил желание улучшить отношения между Россией и Турцией, существенно испорченные вследствие инцидента в ноябре 2015 года.
Отношения между двумя странами, ранее весьма тёплые и дружеские, после инцидента значительно охладели. Вместо извинений, за смерть сбитого лётчика, Турция созвала экстренное совещание НАТО, требуя защитить её от возможного гнева России. Президент России назвал действия Турции «ударом в спину», против Турции были введёны ряд санкций, под каток попала туристическая отрасль Турции, был запрещён ввоз в РФ продовольственных турецких товаров и найм турецких рабочих, был отменён и безвизовый режим.
По мере течения времени риторика турецкого президента, до тех пор весьма воинственная и агрессивная, сменилась на примирительную. Начали появляться слова о том, что Турция сбила российский самолёт не зная, что он принадлежал ВВС России, что сторонам необходимо создать общую российско-турецкую комиссию для нормализации отношений, что данный инцидент был досадной случайностью и не более. Кремль оставался непреклонен: об улучшении отношений между странами можно будет говорить тогда, когда Турция официально извинится перед Россией за сбитый самолёт, выплатит компенсацию и накажет виновных.
И вот, первая ласточка получена. Турецкая сторона, ранее утверждавшая, что ей не за что извиняться перед Россией, решила кардинально сменить слог. По словам Дмитрия Пескова, в полученном российским президентом послании, Эрдоган извинился перед Путиным за сбитый самолёт, высказал соболезнование семье российского пилота, выразив готовность пойти на необходимые шаги для улучшения отношений с Россией, которую он назвал «другом и партнёром».
Что привело к такому резкому акцентов, турецкого президента? В первую очередь комплекс экономических причин. По данным аналитиков, Турция уже потеряла от российских санкций около 20 миллиардов долларов, а снижение российского туристического потока почти на 98% за первую половину июня выглядит просто катастрофическим. Турецкие строительные компании, до ноября 2015 года, активно работающие на рынке России, также оказались не у дел. Существенно сократившиеся прибыли вынудили соответствующее лобби усилить давление на Эрдогана, который в своём желании услужить США перешёл приемлемую черту. В конечном счёте, это ни к чему хорошему для Эрдогана не привело – с Россией он рассорился, в Сирии его геополитические интересы тоже потерпели провал, а затем он разругался и с США, восприняв в штыки поддержку американцами сирийских курдов.
Наблюдая существующую динамику можно ожидать дальнейшее улучшение отношений между Россией и Турцией. Судя по турецкой риторике, Эрдоган намерен выполнить все заявленные Россией условия и нормализовать отношения между странами. Российская сторона, находящаяся в более выигрышной позиции, может быть готова на выдвижение дополнительных условий. Каких – скоро узнаем.