Значительное оживление на международной дипломатической арене в апреле-мае текущего года подсказывает, что отношения России и США, в последнее время характеризовавшиеся резким похолоданием, постепенно переходят на новый уровень. Насколько кардинально изменится их направленность судить пока рано, но определенные сдвиги налицо.
Прежде всего очевидно, что американские и российские политики взаимно осознают необходимость диалога: иначе бы встреча не состоялась вообще. Государства-лидеры в равной степени отвечают перед мировым сообществом за коллективную безопасность, а поэтому должны договариваться и, в первую очередь, устранять разногласия, возникающие между ними. А для этого диалог должен вестись на равных – в этом отдают себе отчет как Россия, так и Соединенные Штаты. И свидетельством тому наметившаяся тенденция к взаимному диалогу, особенно проявившаяся во второй половине весны.
Встречи или начал ли таять лед?
В ракурсе дипломатических переговоров на высшем уровне особо выделяется московская встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова и президента России Владимира Путина с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном, состоявшаяся в апреле, накануне вашингтонской.
Ожидаемо, но громких или сенсационных заявлений не было. Результаты встречи были озвучены Лавровым в ходе пресс-конференции. Дипломат отметил схожесть взглядов на международную ситуацию, и прежде всего на необходимость принятия совместных мер, направленных на противодействие глобальному терроризму.
Отдельно обсуждалась ситуация в Сирии, и прежде всего обстоятельства химической атаки в Идлибе, на необходимости расследования которых акцентировал внимание глава российского дипломатического ведомства. Госсекретарь Тиллерсон поддержал его точку зрения, но наглядно дал понять, что США не отступят от своей концепции видения внутриполитической ситуации в Сирии, в частности указав на необходимость постепенного (интересно, как это видят американские политики) ухода с занимаемого поста Башара Асада, режим которого, по мнению госсекретаря, доживает последние дни.
Комментируя Тиллерсона по данному вопросу, Сергей Лавров отметил, что Россия не делает персональных ставок по той причине, что политические силы внутри Сирии должны договариваться между собой, а также указал на крайнюю неэффективность принудительной смены режима.
Несмотря на это оба политика отметили продуктивность, открытость и обстоятельность состоявшихся переговоров, наличие консенсуса по широкому спектру подлежавших обсуждению вопросов, а также подчеркнули, что отношения России и США небезосновательно имеют перспективы к нормализации.
За встречей московской последовал визит министра Лаврова в Вашингтон, в ходе которого дипломат вел диалог как с госсекретарем Тиллерсоном, так и с президентом Трампом.
Громких заявлений, как и по итогам предыдущей встречи, не было. Из той информации, что была обнародована политиками стало известно, что речь шла о ситуации в Сирии, была затронута тема Украины, а также более детально рассмотрена проблема международного терроризма. Причем президент Трамп высказал пожелания, чтобы как можно скорее было остановлено кровопролитие в Сирии. А вот за ситуацию на Украине, а вернее за полноту выполнения минских соглашений, глава Белого Дома возложил ответственность на Россию – надо полагать, что таким образом Трамп просто попытался дистанцироваться от украинской проблемы. Ну а как главная тема было анонсировано действенное противостояние международному терроризму.
Отдельно коснулись темы предстоящей встречи глав России и США на высшем уровне – предварительно, она должна состоятся в июле на саммите «большой двадцатки». Ну и, конечно же, было много слов с американской стороны о необходимости решения накопившихся проблем, заинтересованности во взаимовыгодном диалоге и все в таком роде – о том, что может улучшить отношения России и США и очень напоминающее вступление, общепринятое в официальной переписке между чиновниками дореволюционной России: «Примите заверения в совершеннейшем к Вам почтении».
Чего ожидать?
Наверняка, что в ближайшее время ожидать каких-либо конкретных практических мер, направленных на сближение России и США, по результатам встреч в Вашингтоне и Москве не стоит. Да, конструктивному диалогу положено начало, но пока это напоминает прощупывание почвы. Хорошо – и в этом явный позитивный сдвиг, что не прощупывание пассивной обороны сопредельной стороны.
Вдохновляет, что в результате последних событий на дипломатической арене наметился переход отношений России и США из разряда холодных в разряд умеренных: дружескими или даже теплыми называть их еще рано. И причин тому множество – как множественность возникших между государствами проблемных вопросов, так и их разносторонность и деликатность решения.
Наследие предыдущей администрации Барака Обамы относительно российско-американского вопроса без преувеличения можно назвать тяжелым как конкретно для двух государств, так и для всего мира. В наследство оставлены глубокие кризисы на Ближнем Востоке (Сирия, Ливия), в Европе, на постсоветском пространстве.
Однако администрация нового президента США, политика которого еще четко не обозначена, явно видит неизбежность необходимости совместного решения проблемных вопросов – от этого нельзя ни самоустранится, ни продолжать «гнуть свою линию», аналогичную предыдущей. Потому что иначе мир полетит в пропасть. Потому что пагубность и недальновидность предыдущей американской политической команды привела к утверждению исламских фундаменталистов и их проникновению в Европу, к зарождению и утверждению в статусе государственной политики радикального национализма в Украине, к хаосу, в который свалились некогда благополучные и процветающие государства Ближнего Востока.
Нельзя все решить сразу и так, чтобы «всем было хорошо», без компромиссов попросту не обойтись. Из того, что очевидно на основании официальных заявлений политиков, прозвучавших по итогам встреч, напрашивается вывод, что государства-лидеры вплотную подошли к необходимости разделения сфер влияния.
Соединенные Штаты настолько увязли в конфликтах, спровоцированных, по большей части ими же самими, что пытаются переложить их решение на других. Как еще можно объяснить заявление Трампа относительно ответственности России за полноту выполнения минских соглашений – как будто Россия инициировала и финансировала государственный переворот на Украине, а впоследствии и гражданскую войну на Донбассе. Это заявление выглядит более актуальным на фоне попыток украинской стороны привлечь США к участию в заседаниях в «норманнском формате». Скорее всего администрация Трампа самоустранится и проигнорирует «приглашение», о чем косвенно и заявил американский президент.
Ну и конечно как московские, так и вашингтонские переговоры являются прологом встречи двух президентов, на которую будут вынесены упомянутые вопросы в более конкретном ракурсе. В данном случае еще и важно найти «золотую середину» между разумными компромиссами и уступками, поэтому подготовка к встрече также важна, как и сама встреча, однако то, что диалогу положено удачное начало, можно не сомневаться.
Как украинцы Белый Дом покоряли и при чем тут школьный этикет
А еще вашингтонские переговоры запомнятся тем, что наконец-то свершилась, хоть и не совсем, но мечта атамана многострадальной Украины Порошенко-Вальцмана, и встреча политиков Незалежной и президента Трампа, как говорят, «имела место быть».
Правда лично Петр шоколадный своего американского коллегу так и не узрел и говорить с ним чести не имел (имеет ли он ее вообще – вот в чем вопрос), но вот министру иностранных дел Павлу Климкину в этом плане повезло, о чем, наверное, будет потом рассказывать детям и внукам.
Увидел, наконец-то, и рядом постоял, и за стол подержался, и, как заверяют сведущие, даже говорил.
А вот о чем, так это больше поведала пресс-секретарь Верховной Рады Ирина Геращенко. Прежде всего, а это свойственно натурам, склонным к мистификации и племенам Вануату, была отмечена символичность. Она заключалась в том, что встреча Трампа и Климкина проходила в то время, когда в Вашингтоне присутствовала российская делегация. Мол, Украина должна воспринять этот символ как сигнал (как только не сравнила со звуком шаманского бубна) того, что вопросы ее касательные будут всегда решаться при ее (Украины) участии.
А еще эта встреча Украину, по словам И. Геращенко, порадовала озвученной позицией США относительно перспективы минских договоренностей и урегулирования конфликта на Донбассе. За все это была возложена ответственность конкретно на Россию, так что, надо полагать, Украина и дальше может с себя эту ответственность снимать, продолжая бомбардировки жилых кварталов.
Странно, однако, что сам министр Паша К. свою встречу с президентом Трампом официально не прокомментировал вообще: надо полагать, так проникся торжественностью момента, что на время потерял дар речи.
А вот обратно обрести его Климнину пришлось тогда, когда он искал оправдания на информацию, обнародованную народным депутатом Украины Андреем Артеменко. Так вот, нардеп утверждает, что украинская сторона заплатила 400 тысяч долларов одной американской лоббистской фирме, которая и организовала шестиминутную встречу Климкина с Трампом. Естественно, министр Паша К. все опроверг да так, что в горячности сознался, что (дословно) «…никогда не использует платные услуги…». Надо же, наверное и стрижет (судя по прическе) себя сам…
Ну а теперь на эту тему объективно
Итак, официальных заявлений или хотя бы какой-либо отдаленной конкретики по результатам встречи нет. Есть лишь заявления пресс-секретаря Верховной Рады, сводящиеся к одному: «Нас заметили».
Климкина пригласили, а скорее всего допустили, к Трапму только после встречи Сергея Лаврова с Тиллерсоном и Трампом, что очень напоминает ситуацию, известную по школе эпохи СССР. Она заключалась в следующем: нерадивый ученик – из тех, кого усиленно дотягивали до восьмилетнего (неполного среднего) образования, в результате очередной выходки заходил в кабинет директора школы лишь после того, как там высказали свое видение проблемы учителя и завуч. Правда, в школу вызывались еще и родители: если они, конечно, не были алкоголиками, окончательно наплевавшими на дальнейшую судьбу своего чада…
Все это к чему? Да к тому, что украинская сторона сколь угодно может «пышатыся» (гордиться, — укр.) своей значимостью на международной арене, однако хозяин Белого Дома наглядно дал понять, что украинский вопрос никак не должен влиять на отношения России и США. Потому что есть государство Украина, надоевшее всем и пытающееся переложить на других свои внутренние проблемы, а есть мировая безопасность и проблемы глобальные, требующие продуктивного сотрудничества между мировыми лидерами.
Есть еще и фотографии
Поистине, фотография – одно из эпохальных достижений человечества. С ее помощью можно фиксировать не только визуальные образы, но и раскрывать их внутренний мир, особенности характеров и внутреннюю атмосферу сюжетов. Ну а еще искусство фотографии, как, впрочем, и любое другое, способно будоражить умы и вызывать эмоции.
Доказала справедливость вышеприведенного встреча между главным российским дипломатом и президентом США, состоявшаяся накануне. Впрочем, доказательство получилось более в манере, присущей американским средствам массовой информации, а именно: в виде скандала, раздутого на пустом месте.
Его эпицентром стали фотографии со встречи Лаврова и Трампа, на сайте новостного информагентства ТАСС, а также на официальной странице в Facebook МИД РФ. Инициатором скандала стали американские СМИ и прежде всего агентство новостей CNN, возмущенное самим фактом официальной публикации. В чем же незаурядность обнародования фотографий, и каковы причины возмущения заокеанских журналистов?
А все дело в том, что, в отличии от встречи Лаврова с госсекретарем Тиллерсоном, при встрече президента США с главным дипломатом России пресса не присутствовала – исключение составили только два личных фотографа с каждой стороны.
Появление на официальном сайте российского новостного агентства фотографий со встречи вызвало замешательство и бурю негодования американских СМИ. Они обвинили российскую сторону в том, что якобы под видом личного фотографа Лаврова на встрече присутствовал корреспондент ТАСС, который потом и передал материалы для публикации.
Прояснил ситуацию непосредственно личный фотограф Сергея Лаврова (Александр Щербак), который указал, что, согласно определенным условиям совместной работы МИД и ТАСС, часть фотоматериалов передается для бесплатного размещения в СМИ и это является нормальной практикой. Однако американских журналистов такое объяснение, по-видимому, не устроило: они уже дошли до обвинения президента Трампа в попытках избегать общения с прессой.
Что ж, как говориться: «Их нравы». Как и присущая особенность найти повод для скандала на пустом месте. Президенту Трампу же нет абсолютно никакого дела до нюансов обнародования его встречи. Сам он выложил эти фото в своем твиттере, добавив фото со встречи с министром иностранных дел Украины Климкиным.
Кстати о снимках Трампа с Климкиным, опубликованных американской стороной. Надо отдать должное таланту американского фотографа – своим, без преувеличения, фотошедевром, он передал не только характерность запечатленных образов, но и распределение ролей между ними – кто холоп и кто хозяин видно с первого взгляда.
Ну и напоследок, или о курьезах дипломатии и традициях вестернов на тему позитивных сдвигов в сторону улучшения и потепления во взаимоотношениях.
Кто помнит, то в конце 2016 года тогдашний звездно-полосатый Президент Обама, то ли возомнив себя эдаким плохим ковбоем из третьесортного вестерна, то ли подражая агрессивным задирам-подросткам из какого-нибудь Гарлема, или Южного Бронкса (наиболее криминальные районы Нью-Йорка, населенные, преимущественно, афроамериканцами) совершил поступок, никак не вяжущийся ни с логикой, ни с имиджем и уровнем первого лица государства.
Тогда с его подачи и без малейшего на то основания из США были высланы около четырех десятков сотрудников дипломатической миссии Российской Федерации. Но, будучи верными традициям вестернов надо полагать, тогдашние американские власти под Новый год еще и изъяли, заблокировав к ней доступ, российскую дипломатическую собственность, чем вопиюще нарушили этикет дипломатии как таковой. Тогда Россия не посчитала нужным принять взаимные меры аналогичного характера в отношении дипломатов американских.
Так вот, совсем недавно помощник президента РФ Юрий Ушаков намекнул новой американской власти на необходимость возврата собственности, подчеркнув, что принцип взаимности в дипотношениях может в любой момент возыметь место. Также этот вопрос поднимался в телефонном разговоре между Сергеем Лавровым и Рексом Тиллерсоном.
Как отреагирует на это официальный Белый Дом и повлияет ли данный курьез на отношения России и США покажет время, равно как и то, настроена ли действительно администрация Трампа на конструктивный диалог либо же это просто слова, которые и останутся лишь банальными «заверениями в глубочайшем почтении».